Существует такое явление, как «ошибка выжившего», которое принесла не мало проблем разным людям. В том, что касается организации и PR есть нечто похожее, что можно назвать «ошибкой справившегося». Давайте разбираться — почему это опасно и как не попасть в такую ситуацию.
Под «ошибкой выжившего» подразумевают ситуацию, когда человек спасся благодаря везению, но делает ошибочный вывод, что правильным было какое-то из его решений. Например: человек ехал не пристегнутый, попал в аварию и его выбросило из машины через стекло, в результате чего он избежал более серьезных травм.
Любой человек, знакомый с безопасностью машины, понимает, что этому человеку просто повезло. Более того он понимает, что в 90 случаях из 100 ситуация была бы противоположной – непристегнутый ремень привёл к бы к дополнительным травмам.
Но, человек который верит, что всё сделал правильно совершает «ошибку выжившего». Далее он будет использовать этот вывод в своих расчётах, и рано или поздно он сам или кто-то, кто последует его совету, пострадает из-за этой ошибки.
В управлении существует Не менее распространённая ошибка которую можно было бы назвать “ошибка справившегося”
В очередной раз я столкнулся с этой идеей недавно в разговоре с другом. Он гордо рассказывал, что собирается сделать проект, на который по-хорошему нужно потратить от 2 до 4 месяцев на подготовку, всего за 3 недели. Более того, он предлагал мне в нём поучаствовать. На мой удивлённый вопрос «как ты себе это представляешь?», он сказал: « Ну последний проект, который мы с тобой делали тоже надо было делать месяца два, а мы справились всего за две недели».
Я был очень удивлён по нескольким причинам. Во-первых: проект о котором он говорил был в несколько раз сложнее и только на различные согласование ушел бы минимум месяц, следовательно никакие напряжения сил его уже не спасут.
Во-вторых: проект, о котором он говорил, как об успешном, с моей точки зрения был на грани провального. Но для моего друга все выглядело иначе: мы с ним супер герои, которые могут справиться с любой не решаемой задачей. Поначалу меня это ввергло в некоторый ступор, ведь друг не производит впечатление глупого человека. Но потом я понял, что мне напоминает точка зрения моего друга: это моя собственная точка зрения которая привела меня на грань серьезного провала несколько лет назад.
Я тогда полностью упустил контроль над подготовкой большого мероприятия и кое-как справился с организацией за последнюю неделю. Если смотреть честно — меня спасло чистое везение. И когда я осознал, что был в миллиметре от провала, я засел за глобальную работу над ошибками и полностью перестроил работу по этому направлению. Ведь в следующий раз могло и не повезти. С тех пор, подобных ситуаций удается избегать.
Но я осознал проблему, только когда заглянул за грань и увидел все перспективы провала. Мой друг этого не видел. У него пока был только положительный опыт. А дальше он мыслит примерно так «То, что произошло однажды — произойдет снова». Если справился тогда — справлюсь и сейчас. Тогда было непонятно как справиться, но выход нашелся. Значит и сейчас найдется.
И это хорошая точка зрения в плане веры в себя. Но плохая для организатора. Организатор должен обладать предвидением, которое позволит избегать проблем. И хотя невозможно предвидеть все, большую часть проблем предвидеть можно и можно к ним подготовиться. Но когда это не выполняется, количество проблем начинает зашкаливать, а организаторы оказываются перегружены большим количеством дел, которые надо срочно решить. И пока срочно решается что-то одно, что-то другое остается нерешенным. Далее — зависит от того как
Главный способ этого избежать — опыт. Чем больше у вас опыта, тем лучше вы можете предвидеть проблемы в организации, тем раньше вы их распознаете и тем быстрее сможете их решить. Но все это при условии, что после каждого завершенного проекта — будь то мероприятие, серия мероприятий, работа со СМИ или что бы то ни было еще — вы садитесь и делаете разбор ошибок. Даже если мероприятие успешно, всегда есть что-то, что осталось не учтенным, что забыли или не сделали. Даже если это мелочи — их надо зафиксировать и выяснить что к этому привело. В принципе вариантов не так уж много — если на фуршете не было сока, значит кто-то, кто за него отвечал не сделал свою работу. Либо вообще не было ответственного за эту задачу.
Когда это будет установлено, нужно внести пункт «поставить ответственного за сок на фуршете» в план подготовки мероприятия. Со временем эти пункты сложатся в подробный план подготовки, который и будет вашим инструментом предвидения, и поможет избежать «ошибки справившегося».
Так что да, верить в себя — хорошо. Добавьте к этому трезвую оценку ваших возможностей и ресурсов, хорошее предвидение и планирование, и вам станет по плечу действительно любая задача!
Чего вам и желаю.
Новости по теме
Последние новости
Общественная редакция в Хабаровске
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.